УОСНТ
Узлы опорные скольжения низкого трения
Узлы опорные скольжения низкого трения (УОСНТ) предназначены для использования в опорах технологических трубопроводов и трубопроводов пара и горячей воды из углеродистой, низколегированной и легированных сталей с наружным диаметром от 100 до 1420 мм, транспортирующих вещества с температурой от 0 до 450 °С и условным давлением Ру до 10 МПа при температуре окружающей среды до минус 70 °С.
УОСНТ производятся на базе подвижных опор (исключая тип КН), изготовленных в соответствии с ОСТ 36-146-88. Использование стандартных подвижных опор трубопроводов в УОСНТ вызвано стремлением разработчиков сохранить распределения напряжений от опорных реакций в стенках трубопроводов, проверенные многолетним опытом эксплуатации, и облегчить проектировщикам выбор типов УОСНТ. Для особых случаев УОСНТ могут быть применены со специальными элементами присоединения к трубопроводу. По согласованию с разработчиком УОСНТ могут применяться для любых значений диаметров, давлений и температур, а также с любыми другими типами подвижных опор.
Применение УОСНТ рационально во всех случаях, когда необходимо обеспечить минимальные горизонтальные усилия и реакции в опоре трубопровода. В соответствии с требованиями ТУ 1468-001-00151756-2015 горизонтальные силы в УОСНТ не превышают 0,06 от вертикальной нагрузки на опору.
С 2012 года УОСНТ применяются в проектной документации при строительстве и модернизации технологических объектов и объектов общезаводского хозяйства нефтеперерабатывающих заводов.
ТУ 1468-001-00151756-2015 не регламентирует конструктивное исполнение УОСНТ. Требованиям ТУ могут соответствовать узлы любой конструкции, которые обеспечивают необходимый коэффициент трения при заданных габаритных ограничениях и отвечают требованиям по эксплуатационной надежности. Следует иметь в виду, что совокупность требований ТУ 1468-001-00151756-2015 ставит сложную техническую задачу, у которой не слишком много решений.
Габаритные размеры в плане определяются нормативной документацией на базовую опору. Высоту УОСНТ - расстояние между низом опорного листа (верхом опорной конструкции) и низом стандартной опоры (см. эскиз) - определяется ТУ 1468-001-00151756-2015.
Применение УОСНТ с нестандартными опорами необходимо согласовывать с разработчиками на этапе проектирования трубопровода. Эта необходимость объясняется тем, что площадь пятна контакта УОСНТ, как правило, существенно меньше площади опорной поверхности подвижной опоры трубопровода. Соответственно, сила реакции может вызывать в элементах опоры и даже самом трубопроводе свернормативные деформации. Обычно проблема устраняется путем модификации конструкции опоры, что требует дополнительного времени на поиски оптимального решения и проверку модифицированной конструкции испытаниями.
Экономический эффект от применения УОСНТ возникает в результате того, что снижаются горизонтальные нагрузки на опорные конструкции. Стоимость эстакад, несущих трубопроводы, многократно превышает стоимость самих трубопроводов. Малые горизонтальные нагрузки позволяют облегчить несущие конструкции и фундаменты, существенно сократив их стоимость. Снижение стоимости отдельной опорной конструкции с УОСНТ относительно стоимости той же конструкции со стандартной подвижной опорой трубопровода типа КП иллюстрирует диаграмма.
Каждая партия продукции проходит контроль качества в соответствии с требованиями ТУ 1468-001-00151756-2015.
Характеристики УОСНТ и эксплуатационная надежность изделий подтверждаются комплексом испытаний на специальных силоизмерительных стендах.
Образцы, отобранные от партии, в процессе испытаний подвергаются нагружению до максимально допустимых значений сил и выдерживают длительную работу с перемещениями под нагрузкой в условиях, моделирующих эксплуатационные. Результатом испытаний является подтверждение требований ТУ 1468-001-00151756-2015 по характеристике скольжения и эксплуатационной надежности.
Стандартная опора -КП-А12 предназначена для защиты трубопровода от повреждений в месте сопряжения с опорной конструкцией.
Башмак является одним из элементов скольжения (нижняя поверхность снабжена антифрикционным слоем), содержит теплоизолирующую прокладку и закрепляется на опоре фиксаторами со шплинтами.
Лист скольжения образует с башмаком пару, в которой обеспечивается низкий коэффициент трения. Лист скольжения состоит из набора элементов скольжения, на верхние поверхности которых нанесено антифрикционное покрытие. Все элементы связаны между собой и располагаются на эластичном многослойном листе, который обеспечивает компенсацию монтажных и эксплуатационных перекосов и деформаций поверхностей в пятне контакта.
Подкладной лист служит для сварного соединения узла с опорной конструкцией (эстакадой) и удержания листа скольжения. Осевые ограничители входят в состав сварного узла, боковые ограничители закрепляются шкворнями со шплинтами.
Башмак и подкладной лист снабжены эластичными щитками, защищающими пятно контакта листа скольжения с башмаком от загрязнений.
•приварные детали - Ст3пс6;
•элементы скольжения - политетрафторэтилен, 12Х18Н10Т.
Состав изделия:
Стандартная опора (на рисунке - КП-А12) предназначена для защиты трубопровода от повреждений в месте сопряжения с опорной конструкцией.
Узел скольжения обеспечивает передачу вертикальной нагрузки на опорную конструкцию и заданные характеристики горизонтальных сил (коэффициент трения - не более 0,06).
Фиксаторы служат для сварного соединения узла с опорной конструкцией (эстакадой). Узел скольжения соединяется с опорой шкворнями со шплинтами.
Узел скольжения способен компенсировать монтажные и эксплуатационные перекосы между положением трубопровода и опорной конструкцией на величины, допускаемые нормативной и проектной документацией.